Испытайудачкутупн Юй Мин Пэй — американский архитектор китайского происхождения, уроженец Гуанчжоу. Сын китайского банкира, Юй Мин Пэй получил блестящее образование в США, преподавал в лучших архитектурный вузах мира, стал обладателем огромного числа премий и наград и построил целую архитектурную корпорацию. Пей — ученик Вальтера Гропиуса, одного из основателей знаменитой немецкой школы Баухауз, давшей импульс развитию американской урбанистики, а также последователь Миса ван дер Роэ и других модернистов. Проекты Пея узнаваемы благодаря чистой геометрии и графике, лёгкости и прозрачности, а национальный колорит его родной страны проступает даже сквозь глобализацию и архитектурный космополитизм. Работая с самыми разными заказчиками — коронованными особами, главами государств, несговорчивыми девелоперами, благотворительными организациями — Пей создает поразительно ясные произведения на основе сложных и противоречивых задач. 1. Большой Лувр (Париж, Франция, 1989) Когда президент Франции Франсуа Миттеран предложил Пею заняться проектом ансамбля Лувра, архитектор осторожно отказался, взял время на изучение истории искусств Франции, отправился в путешествие и вернулся с радикальным предложением. Стеклянная пирамида во дворе Лувра – самое известное и самое противоречивое творение Пея. Несмотря на критику смелой формы, контрастирующую с историческими фасадами, модернистские пирамиды прочно вплелись в архитектурный образ Парижа. Главная пирамида служит входом в музей и светлым фойе. Просторный подземный вестибюль с выставочными залами и вспомогательными помещениями, названный “Холл Наполеона”, объединяет все крылья музея. Благодаря стеклянному фасаду нового Лувра, просматриваются исторические фасады, а ночью пирамида светится как драгоценный кристалл. 2. Национальная галерея искусств, Восточное крыло (Вашингтон, США, 1978) Пею поручено было спроектировать новое здание для расширения Национальной галереи искусств. Лаконичный объем расположился непосредственно напротив Капитолия в самом центре Вашингтона. Трапециевидная площадка была разделена на два треугольника в плане с разными функциями (учебный центр и офисные помещения). Треугольные объемы объединились с помощью треугольного же атриума с естественным освещением, вокруг которого построены все учебные, офисные и вспомогательные помещения. Новый модернистский корпус музея перекликается с историческим зданием галереи по высоте, по цвету и фактуре фасадов, а соединяются они подземными переходами, где расположены столовые, административные и другие вспомогательные функции. 3. Библиотека Джона Ф. Кеннеди (Бостон, США, 1979) Здание библиотеки Кеннеди находится в живописном месте на берегу океана в заливе напротив Бостона. Многофункциональный комплекс должен был стать современным и в то же время вневременным, а участок и бюджет накладывали большие ограничения. Решено было углубиться под землю, расположив там музейную часть и театральные аудитории; объем здания сделать треугольным, разместив там учебную и административную зоны, а главную функцию — мемориальную — вынести в отдельный архитектурный объем — огромный стеклянный куб. После посещения экспозиции и просмотра фильма о семье Кеннеди, посетители попадают в пустое пространство, наполненное светом и тишиной, где они могут обдумать увиденное, созерцая панораму неба и большой воды. 4. Национальный центр атмосферных исследований (Колорадо, США, 1967) Здание для центра атмосферных исследований должно было не только решить инфраструктурную задачу для практической и теоретической работы ученых, но и стать символом национального центра, подчеркнув статус проводимых исследований. Сооружение, расположенное в живописной горной местности, состоит из нескольких объемов с простыми кубическими формами, которые соединены друг с другом подземными этажами. Там спрятаны все подсобные и хозяйственные помещения, специально удаленные от лабораторий, где идет сосредоточенная работа. Пей придумал зигзагообразные переходы, коридоры и альковы внутри центра, понимая, что работа ученых происходит не только в аудиториях, а научный спор может легко возникнуть где-то по пути. 5. Башня Банка Китая (Гонконг, 1989) Это 367-метровое здание с диагональными переплётами и антеннами наверху – визитная карточка Гонконга. Когда-то оно было самым высоким в Азии. Фасады небоскреба построены на преломляющихся треугольниках, которые под разными углами отражают небо и окружающий ландшафт. В тесной застройке здание банка является не только доминантой, но и градообразующим центром с широкими тротуарами, садами и фонтанами, скрадывающими шум мегаполиса. Легенда гласит, что в первоначальный проект пришлось вносить изменения, чтобы соблюсти традицию фэн-шуй, имеющую огромное влияние в Китае и Гонконге. 6. Отель “Four Seasons” (Нью-Йорк, США, 1993) Пею удалось создать элегантное сооружение на пике моды, в объеме и интерьерах здания отеля сплелись модернизм и ар-деко. В отделке фасада архитектор предпочел традиционный для его проектов французский светлый известняк. Так образ здания приблизился к замку, особенно на контрасте с окружающими стеклянными небоскребами Нью-Йорка. Дизайн отеля возрождает традицию, когда посещение отеля было настоящим событием. Здесь сделан упор на высшее качество, определенные ритуалы и сервис. Большое фойе спроектировано открытым и приглашающим и напоминает театральную сцену, где гости могут не только пообщаться, но и показать себя. 7. Музей Михо (Шига, Япония, 1997) Этот музей был мечтой антиквара Михоко Коянна, богатые коллекции которого по оценочной стоимости перевалили за миллиард долларов. В 1990-х с помощью Пея коллекционер материализовал свою мечту в музейных корпусах — вначале в префектуре Шига, а потом и под Киото. Дизайн комплексов, который Пей обозначил как “Шангри-Ла”, вписан в холмистый и лесистый ландшафт. Примерно три четверти из 17 400 квадратных метров музейных площадей расположены под землей в углублениях скалы. Крыша представляет собой светопропускающую конструкцию из стекла и стали, а в отделке стен и пола интерьеров использован светло-бежевый известняк. 8. Зал славы рок-н-ролла (Кливленд, США, 1995) Это сооружение посвящено наиболее известным и влиятельным деятелям эпохи рок-н-ролла: исполнителям, продюсерам и другим личностям, оказавшим значительное влияние на музыкальную индустрию. Кливленд называют родиной рок-н-ролла, потому что здесь открылось радио “WMMS”, на котором работал диджей Алан Фрид, придумавший термин “rock 'n' roll” в начале 1950-х. Здание Пея — это композиция из разнородных элементов: параллелепипед, цилиндр, пирамида. Одни объемы находятся в динамике, другие – прочно укоренены в земле. Ко времени строительства Зала в Кливленде, стиль Пея, очевидно, уже полностью сформировался. В этом проекте читаются элементы, которые уже были использованы Пеем в других его работах, но композиция Зала славы рок-н-ролла, тем не менее, уникальна и самобытна. 9. Музей исламского искусства (Доха, Катар, 2008) Исламский музей в Дохе, столице Катара, стал не просто музейным прорывом высшего архитектурного качества, но и катализатором культурного развития этого эмирата. Музей располагает пятью тысячами квадратных метров площадей для экспозиций, презентаций и лекций. Сам Йо Мин Пей назвал Музей исламского искусства одним из наиболее сложных проектов в своей длинной трудовой биографии: “Трудность моей задачи заключалась в том, чтобы охватить все разнообразие исламской культуры. Культуры поистине огромной, начинающейся в Иберии, проходящей через Индию эпохи Великих Моголов до ворот Китая и идущей дальше”.